Помимо долгосрочных трендов, которые превращаются в новые поведенческие паттерны, есть еще временные колебания, которые мы иногда принимаем за тренд.
В 2020 году пандемия дала мощный толчок развитию электронных коммуникаций, например, порталов онлайн-образования. Но вскоре выяснилось, что цифровые коммуникации не только не заменяют живое общение, но и заставляют нас ценить его еще больше. За несколько лет рынок онлайн-образования в медицине насытился и больше не растёт. Более того, сюда пришло много некачественных и псевдомедицинских продуктов, а это не только снижает доверие к рынку в целом, но и заставляет государство задумываться о его регулировании.
Если говорить о российских трендах, то я бы обратил внимание на рост государственного регулирования и повышение ответственности субъектов рынка. Например, усложняется работа с персональными данными пациентов, а за нарушение закона на клинику может быть наложен штраф до 15 млн. рублей. Суровые наказания также предполагаются за несанкционированные email и SMS рассылки. Кроме обязательной маркировки рекламы, появляется дополнительный налог на интернет-рекламу.
Так что повышается не только стоимость привлечения пациентов. Все эти дополнительные налоги и издержки ведут к неизбежному повышению конечной цены для пациентов. А это снижает уровень доступности качественной медицины.
Параллельно с активным внедрением ИИ, растет ценность живой, авторской речи от первого лица. Я думаю, это вопрос общего доверия, бессознательный запрос на живую энергию. Тренд на общую цифровизацию усиливает интерес к проявлению человеческого, настоящего, к чему нам хочется присоединиться. И это одинаково касается, и врачей, выбирающих «свою» клинику, свое сообщество, и пациентов, которые ищут «своего» специалиста.