Один из первых советов, который получает ребенок, — быть вежливым. Благодарить, здороваться, прощаться. Мы в профессиональном общении часто ведем деловую переписку, и даже тут нам следует помнить о вежливости и хорошем тоне. Да, дети не обращаются к взрослым «уважаемая тетя, спасибо за конфету», но речь идет не о копировании поведения детей. Главное — сам принцип. Буквально — необходимо быть вежливым всегда.
Если вы пишете электронное письмо, начните его с приветствия. Не забывайте про слова вежливости. Фразу «Запланируйте встречу на пятницу, в 2 часа дня» можно смягчить несколькими словами: «Пожалуйста, назначьте встречу на пятницу, на 2 часа дня. Спасибо». Коллег важно приветствовать, прощаться с ними, не перебивать во время разговора. Будьте вежливы, как ребенок, и окружающие в большинстве своем будут вежливы с вами в ответ. Причем необходимо быть вежливыми не выборочно (с теми, с кем выгодно или кого действительно уважаешь), а со всеми. Почему? Очень просто. Если это кто-то, с кем вы не знакомы, то вы никогда не знаете, как он может повлиять на вашу работу или на мнение о вас. А если это кто-то, кого вы давно знаете (а значит, и знаете ему/ей цену и его/ее место), то подумайте о том, что этот человек может сменить свое место в этом мире и когда-нибудь дать оценку вам и вашим действиям.
Следует напомнить и о другом неочевидном для взрослых эпохи интернета правиле поведения детей: не допускать ошибок при письме. Нас этому учат в школе и других учебных заведениях, однако со временем важность правильной орфографии уходит на второй план. Особенно это стало актуально с появлением мессенджеров и автоматической проверки орфографии. Часто можно услышать фразы в духе «это не диктант».
Например, в социальных сетях или при личном общении с кем-то, кто вам важен. Кстати, Максим Ильяхов и Людмила Сарычева даже подготовили книгу о новом взгляде на деловую переписку «Новые правила деловой переписки».
Разумеется, существенная часть людей пишет грамотно и корректно, но все же проверять и перечитывать свое сообщение действительно важно, будь то электронное письмо или просто СМС. Конечно, не все дети пишут грамотно: здесь речь скорее о том, чтобы не терять уже приобретенные навыки грамотного письма (которые гарантированно уйдут, если их не практиковать). Уверены, что вы и сами согласитесь, что с грамотным человеком общаться приятнее.
Не путайте вежливость с принижением себя или обесцениванием своих потребностей или желаний. Лучший совет, который можно дать относительно общения на рабочем месте, — это быть прямым, когда вы говорите и пишете.
Скажите честно, что вы можете или не можете сделать. Скажите, что вы будете или не будете делать. Скажите, что вам нужно и когда вам это нужно. Использовать расплывчатые формулировки — это пустая трата времени и энергии. Своих и партнера. В большинстве случаев, когда вы ходите вокруг да около, другой человек неправильно интерпретирует то, что вы говорите. Это не означает, что вы должны быть агрессивными. Просто будьте краткими и конкретными.